понедельник, 31 октября 2016 г.

Студенты 80-х. Выпуск 10


II КУРС

Е.Н. МИХАЛЬСКИЙ, СТРАННЫЙ ПРЕПОД

В пединституте им. Н.В. Гоголя всегда хватало всевозможных чудиков среди преподов. Один из самых ярких – Евгений Николаевич Михальский, преподаватель русской литературы. За его речью уследить было чрезвычайно трудно, но еще труднее – понять, что он хотел сказать, так что многое из того, о чем хотелось бы узнать, приходилось осваивать самостоятельно.
Здесь я привожу некоторые его высказывания.

– Я разрежу всех писателей на две половины (имел в виду то, что первую половину творчества писателей мы будем изучать на 2-м, а вторую половину – на 3-м курсе).

– Почему 60-е годы ХIХ века замечательны? Я постесняюсь дать ответ: слишком он прост и связан с критическими размышлениями от и до.

  Хронология – наш хлеб. Вы понимаете, о чем я говорю (если честно, то основная масса не поняла).

– На курсе – сто пятьдесят человек. Пятьдесят из них учатся нормально. Остальные сто – троечники. Это арифметика. А мы работаем по законам высшей математики (?!).

Как-то Евгений Николаевич показал репродукцию панно, где были изображены русские писатели.
– В центре – солнце русской литературы – великий Пушкин. Но почему Достоевский до Пушкина? Вот Лев Толстой, весь выросший из почвы. А где-то внизу – Гоголь, освещенный солнцем. Тургенева называют богатырем русской литературы. Ну-ка, где этот богатырь? Что-то не видно.

– «Бесприданница» – ровно сороковое произведение Островского.

– Я читаю, читаю, вам надоело, вы встали и ушли, а мой голос здесь гремит. Это картина Чацкого (?!). Заходит Алла Степановна (в то время декан филфака), аудитория пустая, а лектор работает (о чем это он, никто не понял).

– Проверьте свои знания. Как в «Муму» звали старую барыню? Никто не скажет: никак. Старая барыня, и всё.

– Четыре вещи, самые патриотические в русской литературе: «Бородино» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» Островского. Четвертым я почему-то считаю «Князя Серебряного» А.К. Толстого.

Пишет на доске rendez-vous.
– Кто здесь немец?
Мы удивлены и молчим.
– Есть немцы? Я имею в виду, кто изучает немецкий язык? Прочитайте по-немецки. Немец прочтет рендез-воус. Это не немецкое, а французское выражение. Рандеву.

– Я должен бы дать вам данные из книги Рибасова, но, увы, кое-какие вульгарно-социологические положения придется переделать, перечеркнуть и дать вам заново.

Показывает на окно аудитории.
– Окно. Окно-рама. Окно-рама в Графский парк. Окно в природу.

Не помню, о чем:
– Впереди на лихом коне! Седло пустое. Кто может скакать в пустом седле? Дьявол?! Иррациональное?!

– Есть такие лица – проведешь по нему рукой, и показываются яйца.
Женская часть аудитории уставилась на Михальского в недоумении, зато мужская (четыре человека) угорала от смеха, хотя мы и не поняли, о чем он.

На лекции о творчестве А.А. Фета нарисовал круг с точками, внутрь которого проникают со всех сторон стрелки:
– Это Украина времен Тараса Бульбы. Точки – города-крепости. Киев, Винница, Нежин, Чернигов и т.д. Неприятель вторгался со всех сторон, но обойти эти города не мог. Они связывали всю страну.
Рисует подобную картинку:
– А это орбитальная космическая станция. Все отсеки связаны между собой. Всё взаимосвязано. Вот так и мировосприятие Афанасия Фета.

После просмотра фильма «Лев Толстой» вошел в аудиторию, долго молчал и, наконец, завопил не своим голосом:
– Вчера хоронили Льва Толстого! Где вы были?!

Читает лекцию. Вдруг сильно хлопает руками по бокам кафедры:
– Передо мной стена! (имел в виду студентов, конечно).

Как-то, демонстрируя, как сидел молодой Николай I перед своим учителем В.А. Жуковским, забросил ногу на стол и долго оставался в таком положении.

В другой раз рассказывал о слесаре, который собирал книги Ж. Сименона и всё о писателе и его творчестве. Сименон прислал слесарю открытку с благодарностью за популяризацию своих произведений. Все материалы о Сименоне находились у этого слесаря в папках. В этом месте вдруг следует удар руками по кафедре и бешеный крик:
– Где ваши папки?!

Однажды на практическом занятии Е.Н. вызвал девушку, чтобы та рассказала о Базарове («Отцы и дети»). Не успела она раскрыть рот, как Михальский перебил ее и стал говорить сам. Говорил он с полчаса, начав со второго тома «Мертвых душ» и закончив ядерной катастрофой (честное слово, не вру). После этого посадил на место несчастную студентку, сказав:
– За такой ответ я не могу поставить больше тройки.

На экзамене по литературе:
– Что сказал Каренин Стиве Облонскому, когда тот пришел просить его развестись с Анной? Я вам подскажу начало фразы. Он сказал: «Да, да…» Продолжите мою мысль.
Тогда же, на экзамене, он просил студенток нарисовать расположение войск во время Аустерлицкого сражения (разве это по силам несчастным?) или схему движения Угрюм-Бурчеева по городской площади.
Меня же он мучил не очень долго, отметил, что, раз у меня «пять» по французскому, то я могу читать «Войну и мир» без сносок (и так, мол, пойму), и собирался отпустить, но тут вошел тогдашний декан Самойленко, и Михальский вынужден был задать мне еще какой-то вопрос (кажется, по Чехову). Ответа я не знал, и минуты три мы все сидели молча: ­декан, Михальский и я. Наконец, Евгений Николаевич сказал:
 – Я удовлетворен таким ответом, – и поставил мне «тройку».

Наш приятель Сергей Бородавко, учившийся курсом старше, говорил о Е.Н. Михальском:
– На втором курсе его было интересно слушать, можно было посмеяться. На третьем – хотелось подойти и въе…ать так, чтобы не встал.
Володя Другаков после трех первых лекций Михальского сказал:
– Как это Серега до третьего курса терпел? Мне уже сейчас хочется подойти и въе…ать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий