II КУРС
ЯДУТЫ
В
апреле 1986 я с курсом Сереги Бородавко ездил в Ядуты. Время провели неплохо, а
когда вернулись, узнали, что в это время взорвался 4-й блок ЧАЭС.
С
нами отдыхали брат и сестра из Припяти. Им повезло, что находились далеко от
дома, но больше увидеть родной город им было не суждено.
Через
неделю мне захотелось снова съездить в Ядуты. На этот раз я собрал свою
команду. Так как я был не только политоргом общежития, но и физоргом группы, то
и организовал выезд «спортсменов». Собрал боевых девок из нашей группы, добавил
несколько из других, а также пригласил своих конотопских друзей.
Съезжались
с разных сторон: основная часть – из Нежина, Гоша со Славиком – из Киева,
остальные – из Конотопа. Последняя группа ехала на дизеле Конотоп-Щорс. На станции
Халимоново к ним подсели остальные, и дальше путешествовали вместе. Замечу
кстати, что Славику с Гошей повезло – они ехали в том вагоне, в который я сел в
Нежине. Где нужно вставать, они не знали и уехали бы дальше, в Конотоп.
Ядуты
– прекрасное место в лесу, на берегу чудесного озера. Можно было покататься на
лодках и даже на катамаране, что мы и делали. Но это – потом, а в первый вечер
мы, ясное дело, отметили приезд.
Запомнился
эксперимент по удушению комара. Бытует мнение, что комары боятся дыма. Заявляю
– ни черта они не боятся! Поймали комара, сунули в стакан, и все курящие
пускали туда дым, пока внутри не стало черным-черно. Накрыли крышкой. Через час
или полтора открываем с мыслью найти на дне удушенное насекомое. И, поправ
смерть, из черноты вылетает невредимый комар и устремляется в окно. Может быть,
конечно, здоровье у него уже не то было, но ведь жив…
Когда
стемнело, в дверь постучали. Пошел открывать. На пороге стоит девчонка, в
полумраке не могу рассмотреть, кто. И говорит:
–
Извините, здесь филфак отдыхает?
–
Здесь.
–
А можно Романа увидеть?
–
Это я.
–
Ромка, ты?..
–
Я. А ты кто?
–
Да это я, Алла!
Тут
уж я ее узнал. С нашего курса девчонка.
–
Слушай, Ромка, мы тут приехали компанией, девки наши, пацаны чужие. Как бы нам
поселиться?
–
Нет проблем. Пошли.
Мы
отправились к сторожам, или хранителям лагеря, или кто там они были, и я
объявил, что приехали наши студенты, нужно дать ключи от домика. Они дали. Дело
в том, что список подавали на тридцать человек, а насобиралось тринадцать, кажется.
Так что вновь прибывшие сошли за тех, из списка.
Два
дня мы отдыхали по полной программе: купались, играли в бильярд, бренчали на
гитаре и т.п. Самым запоминающимся событием стала битва на лодках, когда с
каждой стороны двое сидели на веслах, а остальные обливали друг друга водой из
разной посуды.
В
целом ничего прикольного не произошло, но вспомнить приятно.
И
СНОВА ФИЗКУЛЬТУРА
На
втором курсе сдача зачетов по физ-ре осложнилась. Теперь зачеты принимали
молодые преподы, недавно пришедшие в институт. Вот уж отрывались по полной!
Зимой нам пришлось поднимать штангу, играть в баскетбол, прыгать с места. В мае
же нас сначала заставили бежать три километра по парку. Хорошо, что большая
часть «трассы» была скрыта деревьями и кустами, поэтому мы безбожно срезали
углы и шли шагом, только последние метров двести, когда преподы нас видели,
бежали.
Потом
метали гранаты, причем мне удалось метнуть так удачно, что граната, отскочив от
дерева, едва не попала в голову преподу.
В
заключение мы сыграли с преподами в футбол, четыре на четыре. Могли выиграть,
но тогда пришлось бы опять что-нибудь сдавать, и мы свели матч вничью. На этом
наши занятия по физкультуре закончились. Правда, я еще поучаствовал в следующем
году в межфакультетских соревнованиях, но зачет мне уже не был нужен. К слову –
мы снова победили.
Кстати,
на всяческих городских, районных и прочих соревнованиях местного масштаба наш
институт в основном представляли студенты физмата и биофака. О филфаке же
сложилось мнение как о пристанище больных, дурных и неспортивных. Но вот
встречаемся мы, четыре человека с филфака, в спортзале с таким же количеством
спортсменов с физмата (они действительно участвовали в соревнованиях). Они
предлагают нам сыграть в футбол. И что? 20:2 в нашу пользу. В волейбол сыграем?
Давайте! Победа за нами. Так, может, в баскетбол? Играем! Итог – тот же.
Вывод:
только скромность не позволяла студентам филфака занимать лидирующее положение
в различных студенческих сборных. Ну, может, еще лень.
ШАРМ
Профильный
предмет, русский язык, мы сдавали в каждом семестре – то зачет, то экзамен. В
летнем семестре 2 курса был зачет, который принимала молодая преподша, что вела
у нас практические занятия. Как водится, отношения у меня с ней не сложились.
Наставила она мне двоек (и почему у меня именно с преподшами русского постоянно
что-то не ладилось?).
Принимает
по списку. И начинается ужас – всех подряд отправляет «доучивать». Девки в
шоке.
Подходит
моя очередь. Ясное дело, если уж девкам учить, то мне, двоечнику, и подавно
прямая дорога за дверь с правом пересдачи бог знает с какого раза.
Терять
мне нечего. Но накануне зачета кто-то мне шепнул, что преподша не замужем и,
судя по всему, вообще не имеет опыта общения с мужчинами.
И
я пробую взять ее на мужской шарм, если можно так выразиться. Расстегиваю
рубашку до предела приличия, выставляю напоказ свою волосатую грудь, смотрю на
преподшу в упор и медленно, но веско отвечаю на вопросы. Что-то я знал, чего-то
– нет. Но, повторюсь, терять мне нечего.
Преподша
поднимает глаза, замечает волосатую грудь, и вдруг – смущается! Краснеет,
опускает глаза, задает какие-то несущественные вопросы (не слыша, кажется,
ответов) – и ставит зачет! Мне, двоечнику! Первому в группе!
Девки,
опять-таки, в шоке. Но если подходить объективно, чему тут удивляться? В
большинстве своем они уже испытали, что такое мужской шарм. А преподша – нет.
ПЕРВАЯ ТРОЙКА
Первый
курс я прошел без троек, как ни странно. И половину второго – тоже. И вот во
втором семестре второго курса случилась у меня первая тройка.
Если
до этого преподы как-то ориентировались на предыдущие оценки – срабатывал
принцип «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка на тебя», и мне
прощались разные недочеты, то теперь…
Была
такая дисциплина – «Исторический материализм». Как любой раздел философии,
фигня с точки зрения студента. Тем более философия марксистско-ленинская,
которая оказалась не такой уж правильной, как нас учили. Но вел этот раздел
препод Страшко, не помню, как звали. Я не запомнил, как я посещал занятия
(вроде нормально), как я учил этот истмат, но как будто что-то да знал. А вот
сам Страшко, как мне тогда показалось, был, что называется, альфа-самцом и не
терпел возле себя конкурентов. Возможно, он считал, что такие вот мальчики
имеют наглость претендовать на роль любимцев курса или хотя бы группы, а таким
любимцем должен быть только он, великий. Нет, я не мог быть ему конкурентом,
конечно, – разные весовые категории. И все же…
В
то время у студентов, отслуживших в армии, были какие-то негласные льготы –
преподы могли «вытянуть», если что-то не получалось. И мне кажется, что Страшко
это злило. Может, я ошибаюсь, но вот факт.
Сдаю
ему экзамен, вроде неплохо отвечаю, и вдруг ловлю на себе его взгляд. А взгляд
выражает явное презрение и как бы говорит: «Что ты там мелешь, человече? Влез
ты сюда благодаря армии, а сам тупой, как валенок. И несмотря на все твои
положительные отметки за три предыдущих семестра, влеплю я тебе «трояк», и
никакая армия не поможет». И такого пренебрежительного взгляда я никогда в
жизни в свою сторону больше не видел.
А
уже после этой тройки посыпались и другие. И мне пришлось «крутиться», чтобы не
остаться без стипендии.
ГЛАВНОЕ
– ЗАХОТЕТЬ
На
этот семестр приходится самая длительная моя сдача экзамена – четыре раза.
Обычно я пересдавал со второго. С педагогикой не вышло. Не мог я осилить сей
предмет. Ну, не укладывались в голове высокоученые установки, как формировать у
школьников правильное отношение к учебе. Все, что мне удалось, – запомнить
какой-то небольшой кусок из чужого конспекта.
Сдавали
Ивановой, зав. кафедрой педагогики, женщине ироничной и довольно циничной.
Первая сдача – провал. Вторая – тот же результат.
На
третий день решил – пойду выпью пива. Только осуществил свою затею, как
встретил наших девок, идущих сдавать Ивановой. Я и не знал, что сегодня снова
будет экзамен. Пошел с ними, взял билет… А пивом-то разит. Девки дали мне
мятную конфету, но едва я сунул ее в рот, как Иванова вызывает меня отвечать. Я
руками развел: так ведь я не успел подготовиться! Иванова спокойно:
–
Ничего. Какой смысл ждать?
Точно,
никакого, потому что ни одного вопроса в билете я не знал. Иду отвечать,
пытаясь проглотить проклятую конфету. Не получилось. Сижу, как дурак, с
конфетой во рту и молчу.
Иванова:
–
Ну, что? Снова не выучили? Придете в другой раз.
Другой
раз наступил через несколько дней. Я уже без всякой надежды отправился на
экзамен. И произошло чудо: Иванова без всяких билетов начинает задавать
вопросы. И именно те, что я знал! По той маленькой теме, усвоенной мною!
Я,
конечно, ответил. Иванова ставит мне «четыре» и удовлетворенно говорит:
–
Ну, вот. Захотели – и выучили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий